Хотите знать все о вертолетах? Присоединяйтесь к нашим подписчикам!
8-800-500-69-60
круглосуточно
Официальный дилер
и сервисный центр
Заказать звонок
Отправить заявку
Задать вопрос

От завода к владельцу: путь иностранного вертолета в Россию

27.07.2016

Прежде чем вертолеты зарубежного производства поднимутся в российское небо, им предстоит проделать путь к своему хозяину по морю или воздуху, но не в качестве воздушного судна, а в качестве груза.

Доставка вертолетов в Россию из-за рубежа

Конструкция вертолета такова, что его разумнее транспортировать частями. Как правило, в специальную тару отдельно упаковывают лопасти несущего и рулевого винтов, хвостовую балку, двери и сам фюзеляж с двигателем. В зависимости от конструкции, определяемой типом вертолета, возможны варианты.

Доставка вертолетов в частично разобранном виде обеспечивает сохранность всех элементов. В противном случае потребовалось бы много усилий, чтобы закрепить те же лопасти и хвостовую балку так, чтобы они не подверглись механическим повреждениям, не деформировались и т. д. На протяжении пути ─ от завода-изготовителя вертолета к его заморскому владельцу ─ весь груз обязательно страхуется, если его поставка осуществляется официальным дилером, уважающим себя и своих клиентов. В редчайших случаях повреждения элементов вертолета в пути, как правило, производится их замена.

Чтобы конструкция вертолета не пострадала во время транспортировки, его перевозят в ящиках в частично разобранном виде
Чтобы конструкция вертолета не пострадала во время транспортировки, его перевозят в ящиках в частично разобранном виде

А почему бы вертолету не лететь самому с завода в уже собранном виде к будущему владельцу? В случае самых популярных и доступных вертолетов Robinson причина такова: за время перелета ему бы пришлось преодолеть несколько тысяч километров. А это уже и частично израсходованный ресурс, и затраты на топливо, и оплата пилоту, и накладные расходы, и техническое обслуживание. Получается совсем не рентабельно, поэтому новые вертолеты после всех проверок и облета на заводе-изготовителе в большинстве случаев разбирают, упаковывают в ящики и отправляют по всему миру экспедиторской компанией, выбранной дилером.

Здесь возможны два варианта: отправить воздушное судно морем или же на самолете. Ориентируются обычно на будущее место базирования вертолета и соотношение необходимости срочности поставки и экономических соображений. Например, клиент, купивший Robinson, живет в Подмосковье. В этом случае разумнее из Америки самолетом доставить вертолет в Москву, а оттуда к месту сборки вертолет поедет на специальной фуре. Кстати, для его транспортировки применяются специальные условия: скорость автомобиля, перевозящего вертолет по нашим дорогам, не должна превышать 60 км/ч на любом участке пути. Чаще мы требуем от транспортных компаний, чтобы водители соблюдали еще более низкую скорость.

Но если заказчик живет на Камчатке, быстрее и дешевле будет доставить вертолет Robinson из Америки морем. В этом случае таможенное оформление будет проводиться дилером на таможенном посту в порте прибытия.

Если же речь идет о вертолете Airbus Helicopters или Bell Helicopter, то довольно часто применяются схемы доставки своим ходом: из Франции и Германии в случае с первым и из Праги в случае со вторым. Хотя в условиях межсезонья, сильных российских морозов и т. п. лучше использовать авиадоставку.

Сборка вертолета

Итак, разберем снова на примере самого популярного вертолета производства завода Robinson Helicopters. Прибыл вертолет: кабина ─ в одном ящике, винты ‒ в другом. Что дальше? Понятно, что его нужно собрать, но своими силами и набором ключей из ближайшего магазина, конечно, не обойтись. Даже Кулибиным не стоит пробовать: как минимум станет недействительной гарантия. Проводить сборку могут только официальный дилер, сервисный центр завода и компания, имеющая сертификат одобренной Росавиацией организации по ТО по данному типу воздушного судна.

Один вертолет Robinson собирается бригадой, состоящей, как правило, из трех человек. На всю сборку уходит обычно от 3 до 5 дней: зависит от того, как гладко проходят балансировочные работы. Некоторые вертолеты капризнее своих аналогичных «собратьев». Недаром говорят, что у каждого вертолета есть душа и свой характер. При проведении работ требуются высокая точность и грамотность технических специалистов.

Российские технические специалисты проходят обучение по программе переучивания на право выполнять техническое обслуживание вертолета Robinson R44
Российские технические специалисты проходят обучение по программе переучивания на право выполнять техническое обслуживание вертолета Robinson R44

Казалось бы, закрутить болт ‒ ничего сверхъестественного. Но этот болт должен быть закручен с определенным усилием, не больше и не меньше, иначе он растянется и ослабнет или же, наоборот, лопнет, если усилие превысит заданный параметр. Поэтому все приспособления регулярно проверяются в метрологических центрах, а специальные инструменты для сборки закупаются на заводе-производителе вертолетов или у компаний, одобренных этим заводом.

Когда вертолет собран, наступает очередь контрольного облета с привлечением пилота, имеющего допуск на данный тип воздушных судов. В облете также участвуют инженерно-технические специалисты, которые проверяют соконусность и отсутствие вибрации вертолета. Облет обычно длится 30‒60 минут, и в ходе него оценивается соответствие воздушного судна летно-техническим характеристикам, заявленным производителем и указанным в Руководстве по летной эксплуатации.

Документальное оформление

Теперь вертолет готов к полноценной эксплуатации. Но есть еще вопросы, связанные с получением и оформлением всей необходимой для ввода в эксплуатацию документации. Начинать процесс оформления можно уже во время сборки, как только заводские документы на воздушное судно, находящиеся в упаковочной таре вместе с вертолетом, будут на руках у дилера.

Сначала вертолет необходимо зарегистрировать в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с присвоением ему индивидуального бортового номера и получить свидетельство о подтверждении права собственности на вертолет. Административным регламентом для данной процедуры при наличии всех необходимых и правильно оформленных документов установлен максимальный срок ─ 35 дней, но на практике мы получаем их быстрее ─ в течение 1,5‒3 недель. Одновременно с регистрацией вертолета присваивается индивидуальный код установленному на нем аварийно-спасательному маяку.

С Федерального агентства по воздушному транспорту начинается оформление вертолета
С Федерального агентства по воздушному транспорту начинается оформление вертолета

Далее нужно получить разрешение на использование установленных на вертолете радиостанций, оформить прошивку и регистрацию в системе КОСПАС-САРСАТ аварийно-спасательного маяка.

Теперь очередь за сертификатом летной годности (СЛГ). Решение о его выдаче принимает Росавиация на основании заключения экспертов центра по сертификации (в России их несколько, тот или иной центр клиент выбирает самостоятельно, исходя из рекомендации дилера, личных симпатий, выгодности ценового предложения и удобства расположения). Получение СЛГ на новый вертолет при наличии правильно оформленной доказательной документации занимает около полутора-двух недель.

Для получения положительного заключения о возможности выдачи СЛГ необходимо подготовить доказательную документацию:

  • иметь акт оценки технического состояния вертолета, выписываемый одобренной Росавиацией организацией по ТО;
  • договор с ней же на проведение периодического технического обслуживания вертолета;
  • подготовить и согласовать с Росавиацией Программу технического обслуживания вертолета;
  • изготовить и нанести на вертолет дублирующие надписи на русском языке, бортовые номера;
  • утвердить схему раскраски вертолета.

Учитывая специфику подготавливаемых документов, а также для максимально возможного сокращения сроков оформления, разумнее всего привлечь к этой работе дилера и сервисный центр, поставляющий данный вертолет. При поставке воздушных судов мы оказываем данные услуги на безвозмездной основе, и это указывается в договоре купли-продажи.

После получения всех вышеперечисленных документов остается не забыть застраховать вертолет и пилота.

Вот теперь все! Вертолет собрали, контрольный облет провели, документы оформили. Можно летать с чистой совестью ☺

Сборка вертолета R44 в компании «ХелиКо Групп»

В рамках договора поставки вертолета компания «ХелиКо Групп» берет на себя обязательства по сборке и контрольному облету нового воздушного судна, а также получение всех необходимых Росавиацией документов. 

Сборка вертолета R44 в компании «ХелиКо Групп» Сборка вертолета R44 в компании «ХелиКо Групп»
На фото процесс сборки вертолетов Robinson R44 инженерами компании.