Хотите знать все о вертолетах? Присоединяйтесь к нашим подписчикам!
8-800-500-69-60
круглосуточно
Официальный дилер
и сервисный центр
Заказать звонок
Отправить заявку
Задать вопрос

Вертолетный триатлон: экстрим в воздухе, на земле и в воде

19.07.2016

В сентябре 2015 года в Подмосковье прошли очередные соревнования на Кубок КБ Миля. Впервые почетный приз разыгрывался в необычном формате вертолетного триатлона. К традиционной вертолетной гонке, в ходе которой участники показывают мастерство навигации и пилотирования, добавились состязания по спортивной стрельбе и плаванию.

Вертолетный триатлон: необычный формат традиционного соревнования. Фото с сайта helicopters.su
Вертолетный триатлон: необычный формат традиционного соревнования. Фото с сайта helicopters.su

Международные соревнования на Кубок КБ Миля проводятся с 2001 года. До 2014 года включительно спортсмены участвовали в вертолетной гонке. В 2015 состязания прошли в три этапа. Первый – битва пилотов и штурманов винтокрылых машин. Второй – спортивная стрельба. Третий – плаванье свободным стилем на дистанцию 200 метров.

Формат вертолетного триатлона значительно повысил зрелищность соревнований. Также он позволил спортсменам продемонстрировать разноплановую подготовку. Проведение состязаний в три этапа сделало исход непредсказуемым.

Соревнования организовало ЗАО «Русские вертолетные системы». Генеральным спонсором выступил холдинг «Вертолеты России». Основные мероприятия проходили на базе спортивно-стрелкового комплекса «Лисья нора». Он находится в Дмитровском районе Московской области.

Как проходили соревнования по вертолетному триатлону

В розыгрыше Кубка КБ Миля участвовали девять команд. В составе экипажей выступали профессиональные гражданские и военные пилоты, а также спортсмены. В воздушном этапе участвовали машины Robinson R44, Robinson R46 (США) и «Ансат» (Россия).

Вертолетом «Ансат» управлял летчик-испытатель Казанского вертолетного завода, военный пилот Сергей Голотенко. Специалист успешно прошел все этапы упражнения «Навигация», включая приземление на точность. Благодаря этому экипаж занял на воздушном этапе второе место. Вертолет «Ансат» весит приблизительно в три раза больше, чем вертолеты Robinson R44 и R66. Поэтому пилоту российской машины было сложно соревноваться с коллегами, управлявшими маневренными американскими моделями. Сергей Голотенко более чем достойно справился со своей задачей.

Во время вертолетной гонки экипажи соревновались в умении ориентироваться и в скорости обнаружения контрольных объектов. Перед взлетом судьи передавали штурманам экипажей координаты зачетных точек. Летчикам нужно было как можно быстрее обнаружить заданные объекты, пролететь над ними на заранее оговоренной высоте, вернуться на базу и выполнить приземление на точность.

Воздушное судно взлетает, чтобы выполнить упражнения по навигации. Фото с сайта helicopters.su
Воздушное судно взлетает, чтобы выполнить упражнения по навигации. Фото с сайта helicopters.su

Главная особенность этого этапа – запрет на использование навигаторов. Чтобы претендовать на высокие места в общем зачете, штурману и пилоту нужно уметь визуально ориентироваться на местности. Зачетные точки находились в радиусе нескольких десятков километров.

Воздушный этап выиграл экипаж № 4, в составе которого выступали чемпионы мира по вертолетному спорту Олег Пуоджюкас и Максим Сотников.

Во время второго этапа участники команд соревновались в стендовой стрельбе. Спортсмены стреляли из спортивных дробовиков по движущимся мишеням: цветным тарелочкам. Их выпускает автоматическая машина.

Упражнения по стендовой стрельбе. Фото с сайта helicopters.su
Упражнения по стендовой стрельбе. Фото с сайта helicopters.su

Лучше всех с упражнением прогнозируемо справился экипаж № 8. Отличился титулованный спортсмен – мастер спорта по стендовой стрельбе Александр Кокин.

На третьем этапе участники плавали на скорость. Главной особенностью упражнения стала не очень комфортная температура воды. От холода пловцов не защищали даже гидрокостюмы. Этап выиграл член сборной России по плаванию Виталий Мельников. Он входил в экипаж № 4, который и победил в общем зачете.

Прохладная вода не остановила спортсменов. Фото с сайта helicopters.su
Прохладная вода не остановила спортсменов. Фото с сайта helicopters.su

Вместе с Кубком КБ Миля победители получили главный денежный приз. Призерам также достались чеки на крупные суммы, ценные подарки и памятные сувениры.

Другие необычные способы использования вертолетов

Вертолетный триатлон – уникальные соревнования, которые пока не имеют аналогов. Однако с участием винтокрылых машин проходят немало необычных состязаний и спортивно-экстремальных экспериментов. Вот несколько примеров:

  • В 2013 году в России впервые прошли соревнования по гольфу на вертолетах, или хели-гольфу. Участники пытаются загнать в лунку мяч диаметром один метр с помощью четырехметровой клюшки.
  • Cliff diving – популярное среди экстремалов развлечение. Отважные ребята прыгают в водоем со скалы или с моста. Когда адреналина не хватает, роль скалы может выполнить вертолет.
  • Хели-дрифт, или дрифт на вертолете, – экстремальное развлечение, достойное Феликса Баумгартнера. Этот парень когда-то прыгнул в скафандре с воздушного шара, поднявшегося в стратосферу в рамках проекта Red Bull Stratos. Позже он продемонстрировал умение экстремального управления винтокрылой машиной. Что происходит во время хели-дрифта? Пилот вертолета пытается точно повторять движения дрифтующего автомобиля.
  • Хели-ски – экстремальный спорт с применением вертолетов. Летательные аппараты поднимают спортсменов в горы. Экстремалы спускаются со склонов на лыжах.
  • Если вы боитесь летать, но хотите почувствовать себя пилотом вертолета, постарайтесь попасть на борт вертолета-катамарана Helicat. Это катамаран, имеющий кабину вертолета. Конечно, к воздухоплаванию такое транспортное средство не имеет никакого отношения. Но острые ощущения можно получить и на воде.

Применение винтокрылов не ограничивается классическим вертолетным спортом. Этот тип воздушных машин используется в комбинированных соревнованиях, например, в триатлоне или хели-гольфе, а также в экстремальных спортивных развлечениях. Возможно, организаторы Кубка КБ Миля не остановятся на текущем формате соревнований. В этом случае зрители увидят еще более зрелищные состязания пилотов-асов.