Хотите знать все о вертолетах? Присоединяйтесь к нашим подписчикам!
8-800-500-69-60
круглосуточно
Официальный дилер
и сервисный центр
Заказать звонок
Отправить заявку
Задать вопрос

Robinson R44 ― лидер среди легких вертолетов

17.05.2016

Согласно ежегодному отчету Ассоциации производителей техники авиации общего назначения (GAMA), в 2015 году самым продаваемым в мире вертолетом гражданской авиации стал Robinson R44 (152 вертолета модификации Raven I и 44 вертолета Raven II). Почему Robinson R44 пользуется высоким спросом? Благодаря низкой по сравнению с конкурентами цене и высоким летным характеристикам.

GAMA (General Aviation Manufacturers Association) образована в 1970 году. В ее состав входят более 90 компаний со всего мира, производящих самолеты, вертолеты, бортовое оборудование, двигатели и т. д.

Немного из истории

Создателем вертолета Robinson R44 является Фрэнк Робинсон.

Фрэнк Робинсон ― создатель вертолетов Robinson
К созданию собственного вертолета Фрэнк Робинсон приступил в 43 года

Фрэнк работал на крупных вертолетных заводах Bell, Hughes и др. Все это время его не покидала идея создания простой, надежной и дешевой модели, однако владельцы заводов не верили в подобную возможность. И Фрэнк решил самостоятельно реализовывать свой проект.

В то время гиганты вертолетостроения (компании Bell, Sikorsky) ориентировались на военные нужды, а ниша частной авиации была незанята.

Чтобы получить деньги на разработки вертолета, Фрэнк даже закладывал свой дом. В 1975 году он поднял в воздух свой первый легкий вертолет ― Robinson R22 – прототип современного R44.

Robinson R22 ― воплощенная мечта Фрэнка Робинсона
Robinson R22 ― первый вертолет Фрэнка Робинсона

Воздушное судно компактных размеров со взлетной массой 635 кг, пролетающее без дозаправки 385 км со скоростью 175 км/ч и соответствующее летным стандартам безопасности, стало объектом внимания со стороны всех, кто имеет отношение к вертолетам.

Появление Robinson R44 на вертолетном рынке

Для бизнеса и корпоративных перелетов двухместного вертолета недостаточно. В 80-е годы Фрэнк приступил к разработке четырехместной винтокрылой машины. Так появился Robinson R44, совершивший 31 марта 1990 года первый полет. В декабре 1992 вертолет получил сертификацию. С тех пор было продано свыше шести тысяч Robinson R44, которые и сегодня считаются самыми надежными и доступными среди легких винтокрылых машин.

Создание простого, надежного и недорогого вертолета стало делом всей жизни для Фрэнка Робинсона
На фото ― Фрэнк Робинсон, создатель вертолетов Robinson R22, R44, R66
В одном из интервью Робинсон сказал: «Похоже, что в будущем вертолеты будут становиться все более и более навороченными. Они не будут лучше летать. Просто их усложняют, чтобы повысить спрос. Главное для нас – не идти по пути усложнения. Это основное, как и стоимость».

Еще в момент создания своей первой модели Фрэнк делал ставку на простоту и экономию. В соответствии с этими принципами была сконструирована модель R44. Цена на вертолет в России составляет около $700 000 (Raven II). Для сравнения: цена на легкие вертолеты Airbus Eurocopter (главный конкурент вертолетов Robinson) начинается от 1,5 млн евро, т. е. разница больше, чем в 2 раза при схожих летных характеристиках.

Двигатель и характеристики Robinson R44

Robinson R44 выпускается с поршневым двигателем Lycoming O-540 (карбюраторный у R44 Raven I) и Lycoming IO-540 (инжекторный у R44 Raven II).

В чем отличие между карбюраторным и инжекторным двигателями?

В первом варианте воздушно-топливная смесь поступает в одинаковом количестве, независимо от оборотов, соответственно, расход топлива увеличивается. При инжекторной системе подаваемая воздушно-топливная смесь точно дозируется электронным блоком управления, что позволяет снизить топливные расходы.

Вертолет Robinson R44 Raven II с инжекторным двигателем
У инжекторного Robinson R44 Raven II стоит двигатель Lycoming IO-540

А чем отличается поршневый двигатель от газотурбинного?

Следующая модель, Robinson R66, была построена именно с газотурбинным двигателем. Но означает ли это, что поршневой устарел? Нет, просто различаются задачи, которые решают эти два типа двигателей. У газотурбинного агрегата мощность выше (выше и расход топлива), значит он сможет поднять в воздух более тяжелое воздушное судно. Но если на вертолет не возложена перевозка тяжелых грузов, он будет прекрасно летать и на поршневом двигателе.


Максимальная скорость 240 км/ч
Крейсерская скорость 210 км/ч
Максимальная высота 4250 м
Рабочая высота 1500 м
Дальность полета без дозаправки 644 км
Длительность полета 3,5 ч
Длина фюзеляжа 9 м, с винтом – 11,75 м
Полезная нагрузка 380 кг
Максимальный взлетный вес 1089 кг
Емкость топливного бака 120 л
Мощность 205 л. с.
Температурный режим эксплуатации от -30 °С до +38 °С
Расход топлива 50 л/ч

Летно-технические характеристики вертолета Robinson R44
c инжекторным двигателем (модификация Raven II)


Модификации Robinson R44

R44 рассчитан на одного пилота и трех пассажиров. При необходимости может быть установлен второй комплект для управления машиной (например, для обучения). Несущий винт поднят высоко, поэтому обеспечивается дополнительная безопасность при подходе к вертолету и посадке на неподготовленную площадку. Полет проходит комфортно благодаря низкому уровню шума и вибрации, удобным сидениям, которые приподнимаются и открывают доступ к багажным отсекам, а также большой площади остекления.

С 1992 года было разработано и выпущено несколько серий вертолета Robinson R44.

  1. R44 Astra – первая модификация. Здесь отсутствовала гидравлическая система, а потому вертолет был несколько сложнее в управлении. Сейчас не выпускается.
  2. R44 Raven I оснащен карбюраторным двигателем Lycoming O-540, который известен своей безотказной и экономичной работой, добавлена гидравлика.
  3. R44 Raven II отличается более мощным инжекторным двигателем, поэтому поддерживает хорошие пусковые характеристики при температуре от −40 до +38 °С.
  4. R44 Clipper I pop-out floats предусматривает экстренную посадку на воду за счет быстрого надувания поплавков. Работает на карбюраторном двигателе.
  5. R44 Clipper I utility floats работает на карбюраторном двигателе, поплавки установлены на шасси и надуты изначально.
  6. R44 Clipper II Pop-out floats предусматривает экстренную посадку на воду за счет быстрого надувания поплавков. Работает на инжекторном двигателе.
  7. R44 Clipper II Utility floats работает на инжекторном двигателе, поплавки установлены на шасси и надуты изначально.
Поплавки на шасси позволяют садиться на воду
Модификации R44 Clipper II Pop-out floats и R44 Clipper II Utility floats садятся на воду
  1. R44 Cadet за счет снижения мощности двигателя выиграл в межресурсном времени: оно увеличено на 200 часов по сравнению с остальными моделями и составляет 2400 часов.

Вертолет Robinson R44 Raven II может быть дополнен следующими комплектациями:

IFR Trainer – модель для обучения пилотированию, имеет расширенную панель приборов.

Newscopter позволяет вести прямую трансляцию с борта вертолета, установлены система камер, полный набор коммутации и выходов.

Police Helicopter – система для полицейских служб. Установлены система ночного видения, многочастотная радиостанция для координации с наземными службами, монитор с подвижной картой.

Область применения Robinson R44

  • патрульные службы;
  • туристические и ознакомительные полетов;
  • фото- и видеосъемки;
  • перевозка пассажиров;
  • полеты в частных целях.
Обширное остекление кабины и ключ на панели приборов напоминают автомобиль
Двигатель вертолета Robinson R44 заводится ключом

Robinson R44 в России

Когда вертолет поступил в продажу в Россию, им активно пополняли свой парк воздушных судов компании, обучающие пилотированию, развивающие туризм и организующие досуг, службы лесоохраны, МЧС и т. д. Данный вертолет стал открытием для компаний с сетью представительств по стране, для тех, кому по долгу службы часто приходится бывать в командировках.

Что говорят те, кто решились купить вертолет и летают на нем для решения рабочих и личных вопросов, отказавшись от более привычного автомобиля?

С. Арасланов, один из московских банкиров, который купил и интенсивно эксплуатирует вертолет Robinson R44:

– Я стал рассматривать вертолет как транспортное средство, когда на Севере возникла разветвленная сеть предприятий, на которых в интересах дела мне пришлось часто бывать. В тех широтах большую часть года можно ездить только по зимнику, а летом, в бездорожье, единственный транспорт – вертолет. … Мы выбрали вертолет Robinson R 44. Он, конечно, дороже в 2 раза, чем двухместный, но позволяет решать совсем другие задачи. Летит на 650 км со средней скоростью 210 км/час. Если возникает необходимость попасть в крупный областной центр на расстоянии до 600 км, то на R 44 можно долететь туда за 3 часа. А маршруты до 500 км вообще не представляют никакой сложности, сел – и прилетел за 2 часа. Вчера, например, мы выполнили полет до Нижнего Новгорода за 1 час 50 мин, на машине это составило бы около 5–6 часов. Если сравнить с хорошим автомобилем (например с джипом), то затраты на бензин за 6 часов пути будут сравнимы с полетными затратами на этом вертолете. … Заявка на полет оформляется за сутки. Но если есть постоянный, уже отработанный маршрут, то можно полететь практически сразу. Мы так и летаем. Вообще сложности с подачей заявки есть только у тех, кто не прошел эту процедуру хотя бы один раз. Когда ты знаешь свою задачу – проблем нет. Это как в Америке. Те, кто хотят летать, летают. Те, кто боятся сложностей, сидят на земле. Это не вопрос для долгого обсуждения. Вопрос в другом. Сейчас те люди, которые располагают достаточными средствами и купили себе все мыслимые машины, практически не знают, что существуют вертолеты и что они доступны по цене.

Евгений Ермаков, директор ЗАО «Галс» о Robinson R44:

― Основное отличие этого вертолета от известных нам в том, что он напоминает автомобиль. С одной стороны, это большой плюс. Вышел из дома, повернул ключ и полетел. Прилетел, выключил, ротор остановил, если уходишь надолго, то надо еще двумя стропами зашвартовать. Причем все это тоже достаточно просто сделано, на липучках.

Насколько доступны вертолеты? Какие дополнительные расходы появятся после покупки воздушного средства? Ответы на эти вопросы ниже, где также представлено сравнение с автомобилем.

Инфографика

Эксплуатация и использование автомобиля обходится, конечно, дешевле. Однако цена ― не единственный фактор при выборе средства передвижения. Вот что говорит С. Арасланов:

― Критерий, определяющий, при каких доходах компании можно покупать вертолет, сводится во многом к безопасности, к вопросу о том, готов ли владелец заплатить несколько сот тысяч долларов за надежность и комфорт. Представьте, что вы едете по зимнику 300–400 км. И вдруг отказывает двигатель вашего автомобиля прямо посреди тайги. Что дальше? И другой пример: я лечу на вертолете, меня постоянно "ведут" диспетчерские службы управления воздушным движением, следят за местоположением вертолета и при отказе или аварии тут же находят. Это безопасность, это скорость передвижения, оперативность решения вопросов. Определить по критерию "сколько?"… Для меня купить такой вертолет – это нормально. Готов платить за час полета даже 200 долларов и понимать, что надежно и комфортно долечу туда, куда мне надо, и спокойно совершу посадку там, где на других вертолетах приземлиться в принципе невозможно.

Преимущество вертолета не только в том, что его можно использовать для передвижения по местности со сложным рельефом. Он позволяет гораздо быстрее добраться до нужной точки по прямому маршруту, минуя дорожные пробки, в которых автомобиль простаивает несколько часов. То есть вертолет экономит время, а время ― это деньги. Топ-менеджеры крупных организаций, постоянно находящиеся в разъездах между фирмами-партнерами, головным офисом и периферийными подразделениями, хорошо это знают. Наличие вертолета существенно облегчает ведение бизнеса.

В России появляется все больше мест, где можно «припарковать» вертолет
Вертолет можно «парковать» на забетонированном участке

Robinson R44 подходит для воздушного перемещения не только по рабочим вопросам. Новая упрощенная система полетов и распространение вертолетных площадок как в самом городе, так и за его пределами дают широкие возможности для частных перелетов в одиночку, с семьей или друзьями.