Хотите знать все о вертолетах? Присоединяйтесь к нашим подписчикам!
8-800-500-69-60
круглосуточно
Официальный дилер
и сервисный центр
Заказать звонок
Отправить заявку
Задать вопрос

Leonardo-Finmeccanica: история одного из лидеров в мировом вертолетостроении

08.09.2016

Leonardo-Finmeccanica – одна из ведущих промышленных корпораций Италии. На рынке вертолетостроения она известна по машинам AgustaWestland. В статье вы найдете данные о становлении итальянского гиганта, его лучших вертолетах, а также о других направлениях деятельности компании.

На рынке вертолетостроения Leonardo-Finmeccanica известна по машинам AgustaWestland
На рынке вертолетостроения Leonardo-Finmeccanica известна по машинам AgustaWestland

Холдинг Leonardo-Finmeccanica работает с 1948 года. После окончания Второй мировой войны власти страны разработали план восстановления экономики. Для управления государственными машиностроительными предприятиями правительство создало корпорацию Società Finanziaria Meccanica Finmeccanica. Под опекой холдинга оказались известные в Италии и за ее пределами бренды, включая Alfa Romeo, Ansaldo, Navalmeccanica и другие.

К началу экономического бума 60-х годов Finmeccanica сосредоточилась на трех ключевых направлениях деятельности: энергетике, автомобилестроении и производстве аэрокосмической техники и оборудования. В 1969 году корпорация совместно с компанией Fiat создала предприятие Aeritalia. Оно участвовало в масштабных международных проектах, включая разработку военных истребителей Tornado и штурмовиков Ghibli, пассажирских лайнеров Boeing 767 и ATR.

В первой половине 70-х Finmeccanica через компанию Aeritalia участвовала в создании космической лаборатории Spacelab. Она использовалась в качестве научно-исследовательского модуля на космических челноках NASA.

Модуль Spacelab на борту челнока
Модуль Spacelab на борту челнока

В 1986 году на фоне кризиса в мировом автомобилестроении Finmeccanica продала компании Fiat права на бренд и производственные мощности Alfa Romeo. В начале 90-х акции государственного холдинга прошли листинг на Итальянской фондовой бирже в Милане.

Благодаря свободному обращению акций холдинга на бирже стать миноритарным собственником может любой желающий. Например, пакет акций стоимостью 40 млн евро принадлежал бывшему руководителю Ливии Муаммару Каддафи.

В 1994 году Finmeccanica приобрела несколько компаний итальянского оборонно-промышленного комплекса. В их число вошло предприятие Agusta, которое выпускает вертолеты. С этого момента холдинг начал успешно завоевывать рынок вертолетостроения.

В 1999 году Finmeccanica и британская компания GKN основали совместное предприятие AgustaWestland. Партнеры объединили вертолетостроительные мощности. До объединения Agusta и Westland реализовали несколько успешных проектов. Например, в конце 80-х годов итальянцы и британцы построили транспортную машину AW101.

AgustaWestland AW101 используется как в военных, так и в гражданских целях
AgustaWestland AW101 используется как в военных, так и в гражданских целях

В 2004 году Finmeccanica приобрела у британских партнеров их долю акций. AgustaWestland перешла под полный контроль итальянской корпорации.

В 2016 году руководители Finmeccanica реорганизовали холдинг. Все дочерние компании, включая AgustaWestland, вошли в состав единого предприятия. Акционеры переименовали Finmeccanica в Leonardo S.p.A. Новое название будет использоваться с 1 января 2017 года. Во время переходного периода используется двойное название: Leonardo-Finmeccanica.

AgustaWestland – вертолетный бизнес Finmeccanica

Бренд Agusta старше компании Finmeccanica более чем на 20 лет. Джованни Агуста основал компанию в 1923 году. До середины XX века она выпускала только мотоциклы. В 1952 году предприятие Agusta вышло на рынок вертолетостроения. Оно собирало воздушные суда по лицензии компании Bell.

В начале 60-х годов Agusta выпустила первые собственные вертолеты. Одной из наиболее удачных ранних моделей стала машина AZ101. Это был прототип транспортного вертолета. Конструкторы планировали использовать его в военных целях и в промышленности. Из-за высокой стоимости вертолета серийный выпуск запустить не удалось.

Одна из удачных моделей Agusta так и не поступила в серийное производство
Одна из удачных моделей Agusta так и не поступила в серийное производство

В 70-е годы Agusta выпустила одну из своих самых известных моделей – AW109. Это легкий многоцелевой вертолет с двумя двигателями. Он до настоящего времени используется в военных целях, для пассажирских и грузовых перевозок, для обеспечения работы специальных и спасательных служб. В конце 90-х AgustaWestland выпустила модифицированную модель AW119. Она отличается от AW109 использованием одного двигателя. Это снижает стоимость эксплуатации вертолета.

AW109 долго оставался флагманской моделью AgustaWestland
AW109 долго оставался флагманской моделью AgustaWestland

В начале 80-х годов Agusta реализовала несколько крупных военных проектов. Одним из самых удачных результатов стал Agusta A129 Mangusta. Это первый наступательный вертолет, выпущенный в Западной Европе. «Мангусты» стоят на вооружении итальянской армии до настоящего момента. Военные использовали эти машины во время миротворческих миссий в Македонии, Сомали и Анголе, а также в вооруженных конфликтах в Ираке и Афганистане.

В конце 90-х годов Agusta и Bell выпустили конвертоплан BA609. Эта машина объединяет достоинства вертолета и самолета. От первого она унаследовала вертикальный взлет и посадку, а от второго – высокую скорость. В настоящее время эта машина называется AW609. Она используется для частных пассажирских перевозок и обслуживания морских буровых платформ.

AW609 на авиашоу в Париже
AW609 на авиашоу в Париже

В начале 2000-х годов AgustaWestland вместе с компанией Bell построила модель AB139. Это средний многоцелевой вертолет с двумя двигателями. Машина используется военными ведомствами разных стран, медиками, спасателями, полицией, транспортными компаниями. После выхода Bell из проекта вертолет получил название AW139. AgustaWestland выпустила около 800 машин этой модели. AW139 в настоящее время считается флагманской моделью итальянского производителя.

В 2008 году AgustaWestland создала совместное предприятие с АО «Вертолеты России». Оно занимается сборкой AW139 на территории РФ. Завод находится в поселке городского типа Томилино Люберецкого района Московской области. Основным покупателем машин AW139 российской сборки стала сырьевая компания «Роснефть».

AW139 в воздухе
AW139 в воздухе
Вертолетостроение – это не единственная область сотрудничества Leonardo-Finmeccanica с российскими производителями. Итальянский холдинг участвует в программе выпуска самолетов SSJ 100. Это пассажирский самолет, который эксплуатируется с 2011 года.

Leonardo-Finmeccanica – лидер мирового вертолетостроения

Компания AgustaWestland в конце 2015 года в результате реструктуризации вошла в состав Leonardo-Finmeccanica. Благодаря этому итальянская корпорация стала одним из ведущих игроков глобального рынка производства вертолетов. На вертолетостроительных заводах компании работает более 13 тыс. человек. Производственные мощности находятся в Италии, Польше, России, Великобритании и США.

Под брендом AgustaWestland производятся военные и гражданские вертолеты разных типов: от легких пассажирских и многофункциональных машин до тяжелых транспортных моделей. Отдельного упоминания заслуживают конвертопланы, которые занимают промежуточное положение между самолетами и вертолетами.

Leonardo-Finmeccanica добивается хороших финансовых результатов работы. В 2015 году выручка компании составила 12,99 млрд евро, а чистая прибыль достигла 527 млн евро. Кстати, изменение названия компании выглядит символично. Лидер мирового вертолетостроения будет носить имя гениального Леонардо да Винчи, который считается одним из авторов идеи использования вертикальной тяги для полетов.