Хотите знать все о вертолетах? Присоединяйтесь к нашим подписчикам!
8-800-500-69-60
круглосуточно
Официальный дилер
и сервисный центр
Заказать звонок
Отправить заявку
Задать вопрос

История компании Bell Helicopter

30.08.2016

Bell Helicopter входит в пятерку крупнейших в мире производителей вертолетов. Компания выпускает гражданские и военные вертолеты, а также воздушные суда других типов. В этой статье вы найдете историю становления одного из лидеров вертолетостроения.

Bell 412 EP в школе пилотов Министерства обороны Великобритании
Bell 412 EP в школе пилотов Министерства обороны Великобритании

Великая депрессия не помеха авиастроителям

Лоуренс Дэйл (Ларри) Белл основал компанию Bell Aircraft Corporation в 1935 году. В это время США, Канада и европейские страны боролись с Великой депрессией. Как мистер Белл решился начать производственный бизнес, когда промышленные предприятия едва сводили концы с концами?

Белл знал авиационную индустрию изнутри. Он работал в отрасли с 18 лет. Ларри прошел путь от механика до генерального директора производителя авиационной техники Glenn L. Martin Company. Даже гибель старшего брата Гроувера в авиакатастрофе не заставила Лоуренса Белла уйти из авиации.

Гроувер Белл был пилотом. Он погиб в 1913 году, когда Ларри Беллу было 19 лет.

Уже в 1936 году Bell Aircraft Corporation получила правительственный контракт. Корпорация запустила производство военного самолета XFM-1 Airacuda. В 1938 году предприятие выпустило истребитель P-39 Airacobra. Эта модель широко использовалась во Второй мировой войне. Американцы передали истребители по ленд-лизу советским летчикам. Кстати, на P-39 Airacobra компании Bell летал легендарный Александр Покрышкин – летчик-истребитель, трижды Герой Советского Союза.

На истребителе P-39 Airacobra летал сам Александр Покрышкин
На истребителе P-39 Airacobra летал сам Александр Покрышкин

Как производитель самолетов стал выпускать вертолеты

Незадолго до начала Второй мировой войны, в 1938 году, американское правительство оплатило поездку 44 ведущим промышленникам страны в Германию. Официально руководители предприятий обменивались опытом с немецкими коллегами. Неофициально они ездили за идеями. Впоследствии журналисты окрестили поездку американцев «шпионским туром».

В составе американской делегации был Ларри Белл. Он увидел в Германии вертолет Focke-Wulf Fw 61, и сразу же после возвращения домой мистер Белл приказал инженерам приступить к разработке вертолетов. Первые экспериментальные Bell Model 30 поднялись в небо в 1941 году. В 1945 году эта машина впервые участвовала в спасательной операции. Пилоту удалось снять с дрейфующей льдины двух неудачливых рыбаков.

Первый вертолет Bell выглядел так
Первый вертолет Bell выглядел так

В 1946 году Bell Aircraft начала серийный выпуск модели Bell 47. В этом же году этот вертолет стал первой винтокрылой машиной, которая получила лицензию на использование в гражданской авиации. Bell 47 стал одним из самых известных и успешных проектов компании. Военные и гражданские летчики активно эксплуатировали его до середины 70-х годов.

Bell 47 принадлежат несколько рекордов.

  • В 1949 году машина поднялась на высоту 18,5 тыс. футов (более 5,5 км).
  • В том же году Bell 47 достиг скорости полета 134 мили в час (около 215 км/ч).
  • В 1950 году Bell 47 стал первым вертолетом, совершившим перелет через Альпы.
Знаменитый Bell 47
Знаменитый Bell 47

Легенда ушла – легенда родилась

1956 год стал для корпорации Bell Aircraft поворотным. 20 октября Ларри Белл умер в возрасте 62 лет. Но судьба благосклонно относится к компании Bell. Иначе невозможно объяснить невероятное совпадение: в день смерти мистера Белла в его компании родилась новая легенда.

20 октября 1956 года впервые поднялась в воздух машина XH-40. Это был прототип культового вертолета Bell UH-1 «Ирокез». Он стал одной из самых успешных моделей в истории мирового вертолетостроения.

«Ирокезы» на поле боя во Вьетнаме
«Ирокезы» на поле боя во Вьетнаме

В 1959 году машину приняли на вооружение ВВС США. Благодаря спросу со стороны военных Bell UH-1 стал самым массовым вертолетом в мире. Современные модификации «Ирокезов» остаются на вооружении армии США и других стран мира до сегодняшнего дня.

Вертолет Bell UH-1 – мировой рекордсмен по количеству произведенных машин. Также он удерживает лидерство по количеству катастроф. Это объясняется широким использованием «Ирокезов» в военных конфликтах.

Bell UH-1 можно увидеть в одной из самых драматичных и жестоких сцен шедевра Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». «Ирокезы» ВВС США атакуют вьетнамскую деревню под «Полет валькирий» Рихарда Вагнера.

Успех Bell UH-1 привлек к Bell Aircraft внимание корпорации Textron. Промышленный гигант приобрел детище Ларри Белла. Бизнес по производству вертолетов был выделен в компанию Bell Helicopter Corporation.

В составе Textron

В составе Textron Bell Helicopter обслуживала многомиллионные контракты на поставку вертолетов в ВВС США. Однако компания выпускала винтокрылые машины и для гражданских целей. Например, полюбившийся боевым пилотам Bell UH-1 активно использовался в гражданской авиации разных стран мира. В 1963 году эта машина спасла десятки пострадавших от наводнения в Марокко.

В 1966 году корпорация представила еще одну культовую машину — Bell 206 JetRanger. Эта легкая модель используется в военных и гражданских целях до сегодняшнего дня. Вертолет применяют для перевозки пассажиров, транспортировки пациентов, эвакуации пострадавших, патрулирования городских улиц, решения боевых задач.

Bell 206 JetRanger – еще одна культовая машина
Bell 206 JetRanger – еще одна культовая машина

В начале 70-х годов инженеры Bell Helicopter совершили прорыв в вертолетостроении. Они внедрили технологию гашения вибрации несущего винта. Благодаря инновации удалось уменьшить вибрацию фюзеляжа во время работы двигателя. Это сделало полеты на вертолетах Bell более комфортными для пилотов и пассажиров.

В конце 70-х – начале 80-х годов XX века компания Bell Helicopter начала экспансию на международный рынок. Вот некоторые достижения этого периода:

  • Компания стала первым американским вертолетостроителем, который получил контракт на поставки винтокрылых машин в Китай.
  • В 1981 году конвертоплан Bell Helicopter XV-15 произвел фурор на авиашоу в Париже. На базе экспериментальной модели построили знаменитую машину Bell V-22 Osprey. Это единственный конвертоплан в мире, который выпускают серийно. Он стоит на вооружении ВВС и ВМФ США.
  • Пилоты Bell Helicopter выиграли чемпионат мира по вертолетному спорту 1981 года. Они летали на Bell 206.
  • Бахрейн подписал контракт на поставку вертолетов Bell 412. Спустя год компания расширила географию поставок на Турцию, Иорданию и Пакистан.
  • Компания подписала контракт на совместное с Mitsui & Co производство вертолетов для ВВС Японии.
  • В 1983 году было зарегистрировано предприятие Bell Helicopter – India со штаб-квартирой в Сингапуре. Оно занимается координацией поставок вертолетов в страны Юго-Восточной Азии.

Благодаря успехам на международном рынке и контрактам на производство военных вертолетов Bell Helicopter подошла к новому веку в статусе одного из лидеров мирового вертолетостроения.

Новейшая история: сотрудничество с Agusta, сервисный центр в России и Bell 429

В конце 90-х годов Bell Helicopter создала совместное предприятие с итальянским производителем Agusta. Итальянцы согласились участвовать в производстве конвертопланов Bell V-22 Osprey после выхода из проекта корпорации Boeing. Американская и итальянская корпорации основали Bell Agusta Aerospace Company.

Конвертоплан Bell V-22 Osprey ВМФ США
Конвертоплан Bell V-22 Osprey ВМФ США

В 2002 году совместное предприятие выпустило первый вертолет AB 139. В 2003 году в воздух поднялся первый гражданский конвертоплан AB 609. Эта машина может перевозить 9 пассажиров. Она сочетает преимущества вертолета и самолета.

В 2008 году Bell Helicopter начала строительство завода в Мексике. С его помощью планировалось разгрузить основные производственные мощности компании в Техасе и в Канаде. В этом же году Bell купила фирму McTurbine, которая занимается производством и ремонтом двигателей.

В 2009 году Bell Helicopter открыла первый центр обслуживания клиентов в России. Он работает на базе ОАО «Казанское авиапредприятие». Центр выполняет все виды технического обслуживания и ремонта вертолетов Bell.

В конце прошлого десятилетия Bell Helicopter начала серийное производство Bell 429. Эта модель стала одним из флагманов сегмента легких вертолетов. Многоцелевая машина используется для пассажирских перевозок, транспортировки легких грузов, обеспечения работы спасательных служб и правоохранительных органов.

Bell 429 – флагманская модель Bell Helicopter
Bell 429 – флагманская модель Bell Helicopter

Bell Helicopter – один из крупнейших производителей вертолетов в мире. За все время работы компания построила более 35 тыс. винтокрылых машин. Сборка вертолетов осуществляется на двух основных заводах компании: в Амарилло, штат Техас, и в Мирабель, провинция Квебек, Канада. Также Bell Helicopter выпускает конвертопланы – воздушные суда, объединяющие свойства самолетов и вертолетов. Сервисные центры компании работают в США, Канаде, нескольких странах Европы и в Сингапуре. Штаб-квартира компании находится в городе Форт-Уэрт, Техас.

Изменилось и отношение к клиентам со стороны компании Bell. Изначальная специализация завода на военных машинах давала о себе знать даже после выпуска гражданских моделей: клиентоориентированность оставалсь на низком уровне. Сейчас же ситуация изменилась: компания устраивает различные промоакции, доброжелательна с клиентами и держит курс на развитие гражданской и бизнес-авиации. Примером является разработка легкого одномоторного вертолета Bell 505, на который компания возлагает большие надежды.