Хотите знать все о вертолетах? Присоединяйтесь к нашим подписчикам!
8-800-500-69-60
круглосуточно
Официальный дилер
и сервисный центр
Заказать звонок
Отправить заявку
Задать вопрос

Автопилот для Robinson: за и против

17.11.2016

В августе 2015 года компания Robinson сообщила о возможности комплектации вертолетов R44 автопилотами Genesys Aerosystems HeliSAS. Чуть раньше это оборудование стало доступно для R66. Каковы особенности автопилотов для вертолетов, какие задачи можно решить с их помощью?

Панель управления вертолета Robinson с автопилотом
Панель управления вертолета Robinson с автопилотом

Что такое автопилот

В современной авиации автопилот — это устройство, которое обеспечивает автоматическое управление воздушным судном и его полет по заданному маршруту. Первые автопилоты устанавливались на самолеты еще в 30-е годы XX века. Они облегчали управление воздушными судами: стабилизировали их по крену, тангажу и рысканию. Более поздние автопилоты «научились» стабилизировать самолет по высоте и скорости.

Крен — поворот воздушного судна вокруг горизонтальной продольной оси. Тангаж — поворот вокруг поперечной оси (при положительном тангаже судно задирает нос, а при отрицательном опускает его). Рыскание — поворот вокруг вертикальной оси.
Тангаж, крен и рыскание
Тангаж, крен и рыскание

То есть автопилот дополнял действия командира воздушного судна, а не заменял их. Пилот выбирал курс и следил за его соблюдением, а автопилот только помогал ему придерживаться выбранного маршрута.

Современные системы автоматического управления полетом умеют выбирать курс. То есть пилоту достаточно ввести в компьютер основные параметры полета, а программа сделает за него все остальное. Условно говоря, командир воздушного судна во время длительного рейса может поднять самолет в воздух, включить автопилот и наслаждаться полетом, почти не тратя сил на поддержание ВС в воздухе.

Особенности автопилота для вертолетов

В отличие от самолетов, вертолеты стали комплектоваться автопилотами только в последние десятилетия. Это связано с особенностями аэродинамики и управления винтокрылыми машинами. Эти особенности легче понять, сравнив самолеты и вертолеты.

После набора высоты и выхода на заданный курс самолет остается относительно стабильным по рысканию, тангажу и крену. Даже без автопилота командиру не нужно постоянно держать руки на штурвале и каждое мгновение оценивать положение воздушного судна и парировать аэродинамические воздействия.

Из-за особенностей аэродинамики вертолет априори нестабилен в воздухе. Поэтому в школе пилота будущих «водителей» винтокрылых машин учат постоянно держать руки на штурвале и каждое мгновение следить за аэродинамическими воздействиями. В отличие от самолета, вертолет может полностью выйти из-под контроля в считанные секунды.

Отличия объясняются конструкцией самолета и вертолета. Крыло первого создает только подъемную силу. А винт второго создает подъемную силу, тягу и реактивное вращение.

(Авто)пилотам вертолетов приходится сложнее

Компьютеры и программы стали достаточно мощными для того, чтобы ежесекундно получать и обрабатывать сигналы датчиков, а затем отправлять корректирующие команды в аппаратную часть автопилота винтокрылой машины. С этой же задачей на самолетах справлялись относительно простые вычислительные устройства.

Опытом использования автопилотов на вертолетах поделился участник англоязычного авиафорума под ником Jonathon. Он служил пилотом в ВМФ США, а в настоящее время работает частным пилотом на гражданских вертолетах. Джонатон утверждает, что системы автоматического управления на легких винтокрылых машинах можно назвать автопилотом только условно:

— Во время полета на Bell 206 или на «Ирокезе» вам нужно каждую секунду контролировать обстановку. Если вы на мгновение потеряете концентрацию, можете оказаться на земле.

— На коммерческих вертолетах обычно устанавливается не настоящий автопилот, а система автоматической стабилизации. Она не позволяет пилоту полностью отвлечься от управления винтокрылой машиной, но дает возможность немного расслабиться, посмотреть по сторонам, достать фотоаппарат и сфотографировать красивый пейзаж.

— На военном вертолете CH-47 Chinook давно используется настоящий автопилот, похожий на аналогичное оборудование самолетов. Во время полетов на CH-47 я мог задать курс, снять ноги с педалей и руки со штурвала и думать о жизни. Такие автопилоты только начинают использовать на гражданских вертолетах.

Вертолет CH-47 укомплектован «настоящим» автопилотом
Вертолет CH-47 укомплектован «настоящим» автопилотом

Система Genesys Aerosystems HeliSAS, установленная на Robinson R44 и R66, имеет функциональность «настоящего автопилота» по терминологии участника авиационного форума Джонатона. Она обеспечивает стабильность вертолета по курсу, высоте и скорости, а также контролирует навигацию воздушного судна по заданному маршруту. Genesys Aerosystems HeliSAS позволяет пилоту «снять ноги с педалей, а руки со штурвала», как выразился форумчанин. Наглядно в этом можно убедиться благодаря представленному ниже видео.

Нужен ли вам автопилот

Есть аргументы как в пользу, так и против комплектации вертолета автопилотом. Если вы часто совершаете длительные перелеты на большие расстояния по заранее проложенным маршрутам, автопилот наверняка пригодится. В этом случае система автоматического управления защитит пилота от переутомления.

Автопилот облегчает контроль за воздушным судном во время полета. Это уменьшает психологическую нагрузку на командира воздушного судна и особенно важно для начинающих пилотов.

Автоматическая система управления становится практически незаменимой во время полетов по приборам. На эшелоне визуальное ориентирование затруднено или невозможно. А контролировать показания приборов и навигационные сигналы поможет компьютер. Кроме того, автопилот позволяет сохранять стабилизированный режим полета при неожиданной потере визуальных ориентиров, что психологически облегчает пилоту переход от визуального полета к полету по приборам.

Есть ли аргументы против автопилота? Вот главный: вопрос безопасности. Система автоматического контроля может ввести в заблуждение неопытного пилота и заставить его почувствовать себя асом. В этом случае командир воздушного судна рискует неверно оценить свои возможности, что с большой вероятностью может привести к нештатным ситуациям. Кроме того, автопилот неспособен оперативно реагировать на изменения окружающей обстановки – его необходимо отключать для быстрого совершения маневров, приводящих к отклонениям от маршрута, при возникновении неисправностей и при полетах на малых высотах.

Еще один аргумент против автопилота на вертолетах Robinson связан с высокой стоимостью (помимо самой системы автопилота на ВС необходимо установить ряд дополнительных дорогостоящих навигационных опций) и весом самого оборудования. В том случае, если, допустим, автопилот планируется установить на R44, в котором в основном будут летать один-два человека, тяжесть оборудования не так важна. Но если борт будет постоянно перевозить 4 человека, большой вес автопилота станет критичным. Напомним, что полезная грузоподъемность R44 с инжекторным двигателем – 328 кг с полными баками топлива. Вес дополнительных опций прямо пропорционально снижает эту цифру.

Информацию о комплектации вертолетов автопилотом можно получить в компании «ХелиКо Групп» по телефону 8-495-104-58-90.