Фирменный подарок каждому в нашем Интернет-магазине запчастей и доп оборудования
Связаться в
WhatsApp
8-800-500-69-60
круглосуточно(из РФ)
Официальный дилер
и сервисный центр
Заказать звонок
Отправить заявку
Задать вопрос

Чем опасны птицы для вертолетов

25.10.2016

В августе 2015 года в результате падения в Охотское море вертолета Ми-8 погибли пять человек. Расследование инцидента показало, что пилоты пытались лететь слишком низко. Они пошли на этот шаг, чтобы избежать столкновения со стаей птиц. Неужели маленькие пернатые существа могут угрожать большой винтокрылой машине, которая весит несколько тонн?

Журавль против ястреба: американский военный вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk после столкновения с журавлем
Журавль против ястреба: американский военный вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk после столкновения с журавлем

Крупные птицы действительно опасны для воздушных судов. Но наиболее подверженными опасности при столкновениях с пернатыми остаются самолеты. Это определяется их конструкцией и более высокой по сравнению с вертолетами скоростью полета.

В двух случаях из трех при столкновении птиц с самолетами летательные аппараты не получают серьезных повреждений. Но если пернатое попадает в турбину двигателя, шасси, механические части крыла, возможны серьезные авиационные происшествия. Например, из-за столкновения с птицами летом 2007 года в Москве разбился самолет Ан-12. В результате происшествия погибли 7 человек.

Вертолеты реже попадают в серьезные инциденты при столкновении с птицами. Пернатые не так опасны для винтокрылых машин, так как последние летают медленнее самолетов. Поэтому птицам легче среагировать на приближение летательного аппарата и избежать столкновения. Кроме того, при столкновении с самолетом на высокой скорости тело птицы обладает большей энергией и разрушающей способностью, чем при ударе об относительно медленный вертолет.

Тем не менее, птицы опасны для вертолетов. Например, по данным Федерального управления гражданской авиации США, только в 2013 году зафиксировано 204 серьезных АП с участием винтокрылых машин, причинами которых стали пернатые. Более того, по данным Национального центра исследования дикой природы США, с 1979 по 2011 год в результате столкновения с птицами серьезные повреждения получили 2511 военных вертолетов.

Серьезные происшествия при столкновении с птицами обычно происходят, если пернатое пробивает ветровое стекло воздушного судна и травмирует или дезориентирует пилота. Другие ситуации менее опасны для винтокрылой машины, так как птица не способна серьезно повредить фюзеляж, вывести из строя рулевой или несущий винт.

4 сентября 2013 года. Мелкая птица попала на решетку, закрывающую генератор вертолета EuroCopter EC135 P2+
4 сентября 2013 года. Мелкая птица попала на решетку, закрывающую генератор вертолета EuroCopter EC135 P2+

Серьезные АП в результате столкновения с птицами

В 2011 году ударный вертолет Super Cobra Bell AH-1 ВМФ США столкнулся с ястребом в небе Калифорнии. В результате инцидента вертолет упал. Двое военных погибли. Боевой летательный аппарат стоимостью 24,5 млн долларов полностью вышел из строя.

В результате столкновения винтокрылой машины с ястребом погибли два пилота
В результате столкновения винтокрылой машины с ястребом погибли два пилота

Это единственный случай с военными вертолетами США за период с 1979 до 2011 года, в котором погибли люди.

О типичном инциденте с вертолетом рассказал в интервью CNBS его участник — капрал полиции Далласа Лорен Леспаньол. Он выполнял плановый полет с напарником. В какой-то момент Леспаньол услышал громкий хлопок. Его напарник, находившийся за штурвалом, схватился за лицо. «Я подумал, что в нас стреляют или взорвался двигатель», — вспоминал полицейский. Он сумел перехватить управление и посадить машину.

Напарник Леспаньола получил серьезные травмы лица, когда птица пробила ветровое стекло вертолета. Причину аварии удалось выяснить только на земле, когда полицейские нашли в кабине мертвую утку.

Похожий случай произошел с пилотом пассажирского вертолета во Флориде. Он летел над побережьем, когда птица пробила ветровое стекло и сильно травмировала мужчине лицо. Удар был такой силы, что пилот лишился зубов и получил перелом челюсти. Он был вынужден несколько месяцев носить шины, из-за которых не мог закрыть рот.

Других пилотов на борту не было, поэтому ему пришлось сажать воздушное судно самому, несмотря на травму. Он спас жизни пятерых пассажиров. В отчете об авиапроисшествии герой написал только несколько слов: «Столкнулись с птицей. Сели нормально».

Разбитый фонарь (прозрачная часть пилотской кабины, авиац.) полицейского вертолета EC120 после столкновения с уткой
Разбитый фонарь (прозрачная часть пилотской кабины, авиац.) полицейского вертолета EC120 после столкновения с уткой

Профилактика авиапроисшествий в результате столкновения с птицами

Хороший способ защиты вертолетов от падения при столкновениях с птицами — увеличение прочности ветрового стекла и фюзеляжа. Например, в США законодательство обязывает производителей винтокрылых машин оборудовать их ветровыми стеклами, которые выдерживают столкновение с птицей весом до 1,81 кг.

Эти требования не распространяются на воздушные суда, масса которых менее 3,1 тонны. В данную категорию входит более 90 % гражданских вертолетов, которые эксплуатируются в США. В других странах похожая ситуация, поэтому приобретают актуальность другие способы защиты от птиц. Они регламентируются ИКАО.

Столкновения вертолетов с птицами чаще всего происходит на небольшой высоте во время взлета или посадки. Поэтому профилактика заключается в уменьшении численности птиц в районе аэропортов и вертолетных площадок, а также ограничениях маршрутов и высот выполнения полетов и заходов. Для этого преимущественно используются методы, не связанные с истреблением пернатых. В их число входит:

  • Создание неблагоприятных условий для птиц путем осушения водоемов, вырубки деревьев и асфальтирования участков земли вокруг взлетно-посадочных полос и посадочных площадок для вертолетов.
  • Отпугивание птиц с помощью наземных пугал и аэростатов. Службы некоторых крупных аэропортов используют для отпугивания пернатых БПЛА, напоминающие хищников.
  • Использование биоакустических способов борьбы. Попросту говоря, птиц отпугивают неприятными для них звуками с помощью специальной аппаратуры.
  • Применение пиротехники. В данном случае птиц отпугивает свето-шумовой эффект.

В крайних случаях авиационные службы и зоологи используют различные методы контроля численности популяции птиц.

Оборудованный акустической системой автомобиль в аэропорту Копенгагена отпугивает птиц
Оборудованный акустической системой автомобиль в аэропорту Копенгагена отпугивает птиц

Что делать владельцам частных посадочных площадок

Операторам частных загородных вертолетных площадок стоит позаботиться о профилактике гнездования птиц в районе вертодрома. Для этого можно воспользоваться наземными пугалами и пугалами-аэростатами. Если пилот вертолета перед взлетом наблюдает поблизости скопление птиц, их можно отпугнуть с помощью специальных пиротехнических средств. Кроме того, следует учитывать сезонные перемещения стай птиц и близкорасположенные места их гнездования и предупреждать пилотов о необходимости избегать определенных маршрутов или полетов на небольшой высоте.

Информацию о специальном оборудовании для отпугивания птиц можно получить у нашего менеджера по телефону 8-800-500-69-60 (круглосуточно).