Пятерка уже снятых с производства, но до сих пор популярных типов вертолетов Eurocopter | Airbus Helicopters
Перевод статьи нашего зарубежного эксперта
Почтенные вертолеты
В модельном ряду компании, которая в настоящее время известна как Airbus Helicopters, есть вертолеты, которые по праву могут называться «жемчужинами». Речь идет о моделях, давно снятых с производства, но настолько популярных, что их до сих пор можно увидеть в небе по всему миру.
Конструкторское бюро компании, изначально известной как Sud Aviation, позже переименованной в Nord Aviation и, наконец, ставшей частью компании Aerospatiale, выпустило на рынок несколько великолепных машин, которые в свое время были эталоном в своем классе и пользовались популярностью на протяжении десятков лет.
Djinn, который разрабатывался в 50-е годы компанией SNCASO, выделялся уникальной силовой установкой. Особенностью было то, что несущий винт приводился в действие сжатым воздухом, подававшимся от турбокомпрессора через лопасти к их кромке, что исключило необходимость в рулевом винте и трансмиссии несущего привода.
Позже Sud Aviation выпустила вертолет Alouette II, который положил начало семейству вертолетов Alouette, и стал первым газотурбинным вертолетом в мире, прошедшим сертификацию.
После этого появился Alouette III, вмещавший 7 пассажиров – 3 спереди и 4 сзади, совсем как EC 130, выпущенный спустя 35 лет после него…
Потом был спроектирован вертолет Gazelle, позиционировавшийся, и как военный атакующий вертолет, и как гражданский, рассчитанный на обучающие цели. Именно на нем впервые появился «Фенестрон», что стало большим шагом вперед в обеспечении безопасности полетов.
Все три модели еще иногда можно встретить в небе. Они, возможно, более шумные и медленные, потребляют больше топлива, чем другие вертолеты, более капризны в обслуживании, но они стали настоящей классикой со своей аудиторией поклонников.
За это время на заводе в городе Мариньян были собраны и нашли своих владельцев 1305 вертолетов Alouette II, 1453 Alouette III и 1775 Gazelle.
Второе поколение легких вертолетов появилось в 1979 году, когда под именем 350 D был сертифицирован первый вертолет семейства 350 Ecureuil.
Вскоре он был перепроектирован, получил двигатель Turbomeca и имя 350 B.
Это стало началом новой истории, насчитывающей уже более 5000 произведенных вертолетов.
Среди них модели B, B1, BA, B2, B3, B3+, B3e, а также актуальная версия, находящаяся в производстве - H125.
Учитывая, что вертолеты семейства 350B и BA невероятно надежные, эффективные и не устаревшие, нет ничего удивительного в том, что они эксплуатируются по всему миру и по сей день.
Наследник этой замечательной линейки вертолетов H125 сделал себе имя самого желанного однодвигательного вертолета в мире.
The venerable helicopters
Among the product line of what is now called Airbus Helicopters are a few gems which are no longer in production, but are still flying around the world.
Initially known as Sud Aviation, Nord Aviation and later merged into Aerospatiale, , the Design Bureaus has come up with quite a few stunning machines, which in their time were top of the line and enjoyed an incredibly long career.
The Djinn, for instance, was developed in the 50’s by SNCASO and incorporated a unique propulsion system where the main rotor blades were powered by and airstream going from a compressor to the blade tip through the main rotor blade body, making no need for a main gear box or a tail rotor.
Then Sud Aviation came up with the Alouette family , starting with the Alouette II, first turbine powered helicopter ever certified in the world.
After that the Alouette III, which allowed 7 passengers, including 3 in the front and 4 in the back, just like the EC 130 that was released some 35 years later ….
Then the Gazelle was designed as a military attack helicopter and a civilian training helicopter introducing the first ever « Fenestron », a major step in flight safety.
All three models are still flying around the globe. They may be noisy, slower and not fuel efficient, they may require more maintenance and parts, but they have become vintage helicopters with their crowds of amateurs.
Over the years 1305 Alouette II, 1453 Alouette III and 1775 Gazelles were built in Marignane, and sold throughout the world.
The Second generation of light helicopters appeared in 1979 with the first 350 Ecureuil certified as 350 D.
The aircraft was soon reengineered with a Turbomeca engine and renamed 350 B
This was the beginning of a saga with more than 5000 units built since then.
B models, B1, BA, B2, B3, B3+, B3e and the current and last one in production, the H125.
It is quite common to find 350 Bs and BAs in operation everywhere in the world as they are so efficient and reliable and somehow it is difficult to spot any obsolescence in them.
The present heir of this wonderful line of helicopters is the H125 which has established itself as the most obvious and desired single-engine helicopter in the world.