Хотите знать все о вертолетах? Присоединяйтесь к нашим подписчикам!
8-800-500-69-60
круглосуточно
Официальный дилер
и сервисный центр
Заказать звонок
Отправить заявку
Задать вопрос

Вертолеты и обнаружение лесных пожаров в России

21.06.2016

Повышенная пожароопасность наступает в российских лесах с апреля и длится до октября. Больше всего от огня страдают Сибирь, Урал, Якутия, Алтайский край и Дальний Восток. Но и Москва с областью от пожаров не застрахованы: в 2010 году из-за аномальной жары и отсутствия осадков регион на несколько недель затянуло смогом. Кстати, в том же году только за август огонь распространился на 200 000 га в 20 регионах страны. На момент написания статьи (08.06.16), по данным Авиалесоохраны, в России огонь полыхал на 10 094 га леса. Из этой площади за прошедшие сутки был ликвидирован пожар на 1567 га. Тушили лес 2766 человек, 429 единиц техники и 35 воздушных судов.

Из-за горящих в лесах торфяников Москва в 2010 году была окутана смогом несколько недель
Из-за горящих в лесах торфяников Москва в 2010 году была окутана смогом несколько недель

Пожары наносят урон не только природе и экологии, они выжигают целые населенные пункты и уносят человеческие жизни. Так было, например, в Хакасии в 2015 году. Огонь уничтожил почти 1,5 тысячи домов, 16 человек погибло. Мониторинг лесов и своевременное выявление огня помогают предотвратить трагедию, позволяют локализовать и потушить пожар до того, как он подберется к жилым пунктам.

Кто отвечает за патрулирование лесных территорий

В России для обнаружения и ликвидации пожаров на ранних стадиях в 1931 году создали специальное государственно учреждение ‒ Авиалесоохрана. Датой ее рождения считают 7 июля, когда маленький самолет По-2 на 1 ч 33 мин поднялся в небо специально, чтобы патрулировать леса. За несколько месяцев По-2 налетал 40 часов и обнаружил 14 источников пожара.

Авиалесоохрану советское правительство посчитало нужной и полезной организацией, и в итоге к середине 80-х гг. на территории СССР работали 23 авиационные базы лесоохраны. В 90-е гг. патрулировали территорию вертолеты Ми-2, Ми-8, Ил-103, а самолеты-танкеры Ан-2, Ан-32П, Бе-12 тушили пожары, сбивая огонь тоннами сбрасываемой сверху воды. Тяжелая экономическая ситуация в стране после распада Советского Союза сказалась и на лесоохране: ощущалась нехватка воздушных судов, периодически негде было достать горючее для техники.

Самолет сбрасывает воду на горящую лесную полосу
Самолет сбрасывает воду на горящую лесную полосу

В результате правительство решило частично снять нагрузку с Авиалесоохраны, распределив ее задачи между субъектами РФ. После реформы 2007 года за Авиалесоохраной осталась только Центральная база авиационной охраны лесов, а к управлению регионами отошли уже существующие там авиационные базы. За счет этого появилась возможность привлекать к работе вертолеты и самолеты, работающие в смежных подразделениях, например, в МЧС или в службах аэропортов. При этом лесоохрана продолжает вести наблюдение за ситуацией с лесными пожарами в целом, давать рекомендации, направлять своих десантников-пожарников, проводить обучение сотрудников.

Кстати, Россия ‒ единственная страна, где существует профессия летчика-наблюдателя. Готовят этих специалистов в Авиационном учебном центре ФБУ «Лесоохрана». Сегодня от Камчатки до Мурманска работают около 300 летчиков-наблюдателей, которые входят в состав экипажа воздушного судна. Их задача ‒ обнаружить пожар, определить координаты, передать сведения, рассчитать силы и ресурсы, необходимые для ликвидации возгорания.

Когда необходимо проводить патрулирование лесов

Наблюдение за лесами ведется со спутников, а также наземными и авиационными службами. Привлечение вертолетов к контролю лесных территорий имеет высокую эффективность в борьбе с пожарами, поскольку они:

  • не нуждаются во взлетной полосе;
  • работают на территории со сложным ландшафтом, в труднодоступных другим видам транспорта местах;
  • летают на меньшей высоте и с меньшей скоростью, чем самолеты, а потому при визуальном наблюдении экипаж воздушного судна не пропустит задымление и тем более открытый огонь;
  • могут зависать на одной точке, чтобы точно определить координаты возгорания и передать их диспетчерским службам.
Периодичность патрулирования лесных территорий зависит от класса пожарной опасности
Периодичность патрулирования лесных территорий зависит от класса пожарной опасности

Исходя из данных от Федерального агентства лесного хозяйства, выделяют пять классов пожарной опасности. От них и зависит частота авиационного патрулирования.

Класс

Опасность

Признаки

Авиационное патрулирование

I

Отсутствует

Пожары не возникают от большинства источников огня. Возгорание возможно только при воздействии высоких температур и молний (при сухих грозах). Огонь распространяется медленно и неравномерно. Может затухнуть без участия пожарных.

Патрулирование не ведется. Иногда могут проводиться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на их тушении.

II

Малая

Пожары возникают от сильных источников огня, но скорость распространения огня, как и количество возгораний, не значительна.

Авиационное патрулирование проводится через 1–2 дня, а при наличии пожаров − ежедневно в порядке разовых полетов в полуденное время.

III

Средняя

Большинство источников огня приводит к возникновению лесных пожаров. Пожары интенсивны, выделяют большое количество тепла, быстро распространяются и создают дополнительные мелкие очаги.

Авиационное патрулирование проводится 1–2 раза в течение дня в период с 10 до 17 часов.

IV

Высокая

Лесные пожары возникают даже от незначительных источников огня, быстро распространяются и создают дополнительные мелкие очаги. Непосредственное тушение фронта огня, как правило, невозможно. Для остановки распространения огня и его тушения необходимо использовать заблаговременно созданные и существующие преграды.

Авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день по каждому маршруту.

V

Чрезвычайная

Лесные пожары возникают от любого источника огня. Горение происходит интенсивно, и огонь быстро распространяется.

Авиационное патрулирование проводится не менее трех раз в день по каждому маршруту.

На каких вертолетах патрулируют

В Авиационном учебном центре лесоохраны летчики-наблюдатели, кроме теории, получают практические навыки, занимаясь на тренажерах, имитирующих вертолеты Ми-8 и Robinson R44. Они неслучайно выбраны для обучения: именно вертолеты Ми и Robinson летают и мониторят леса. И здесь встает вопрос рентабельности. Большинство вертолетов Ми ‒ наследие советских времен, когда использование зарубежной техники не приветствовалось по идеологическим соображениям. Использование того же Ми-8МТВ, берущего на борт 22 пассажиров, более чем оправдано, когда нужно высадить, например, группу парашютистов-пожарников. Но если речь идет о патрулировании, применение воздушного судна с расходом топлива 700 кг/ч выглядит как минимум нелогично. Особенно если учесть нехватку средств в различных государственных структурах, включая лесоохрану. Тем не менее на некоторых авиационных базах РФ до сих пор нет экономичных легких вертолетов. Так, в Мурманске для авиационной лесоохраны используются два самолета Ан-2 и три вертолета Ми-8.

Ми-8 отлично подходит для высадки пожарных десантников, но патрулировать территорию на нем нерентабельно
Ми-8 отлично подходит для высадки пожарных десантников, но патрулировать территорию на нем нерентабельно

Покупка новых вертолетов сопряжена с высокими расходами, но в конечном итоге затраты окупаются за счет разницы в расходах на техобслуживание и топливо, зарплатах экипажу. Вопрос не в том, какой вертолет лучше или хуже, а в том, какой больше подходит для решения поставленной задачи. Сравним основные характеристики Ми-8МТВ и Robinson R44.

Ми-8МТВ

Robinson R44

Цена

290 000 000 руб.

45 000 000–50 000 000 руб.

Расход топлива

700 кг/ч

57 л/ч

Вместимость

3 члена экипажа и 22 пассажира

1 пилот и 3 пассажира

Полезная нагрузка

3 т в кабине или 4 т на внешней подвеске

380 кг

Скорость

230 км/ч

210 км/ч

Дальность полета

570 км

650 км

Справедливости ради заметим, что в авиалесоохранных центрах простых и недорогих Robinson становится все больше. Наша компания как официальный дилер завода Robinson Helicopters также успешно участвует и выигрывает тендеры на поставку этих вертолетов для нужд Авиалесоохраны.

На сегодняшний день три патрульных вертолета Robinson R44 являются основной силой Авиалесоохраны «Алтай». Появились R44 в лесоохранных службах Псковской и Томской областях, а также на Урале. В Красноярске леса патрулируют два R66. Если тенденция по оборудованию авиационных баз легкими вертолетами получит дальнейшее развитие, можно ожидать снижение затрат на патрулирование. А на что направить высвободившиеся средства ‒ найдется всегда.

В российских авиационных базах лесоохраны растет количество вертолетов Robinson
В российских авиационных базах лесоохраны растет количество вертолетов Robinson