Хотите знать все о вертолетах? Присоединяйтесь к нашим подписчикам!
8-800-500-69-60
круглосуточно
Официальный дилер
и сервисный центр
Заказать звонок
Отправить заявку
Задать вопрос

Медицинская эвакуация на вертолете на Западе и в России

10.01.2017

Ежедневно медицинские вертолеты Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Москвы (НПЦ ЭМП) совершают до восьми вылетов. Каждый день тяжелобольные и пострадавшие в результате ЧП пациенты получают шансы на спасение благодаря своевременному оказанию первой медицинской помощи и быстрой транспортировке в стационар. Как работают санитарные вертолеты в России и в мире?

Санитарный вертолет EC 145
Медицинский вертолет EC 145 в горах Швейцарии

Какие задачи решают медики с помощью санитарных вертолетов

Таких задач две: оказание квалифицированной экстренной помощи пациентам и транспортировка или эвакуация больных и пострадавших в результате происшествий.

Медицинские вертолеты оборудуются аппаратурой, которая позволяет врачам проводить интенсивную терапию пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. На современных воздушных судах используется следующее оборудование:

  • Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для взрослых и детей.
  • Инфузоматы для автоматического дозированного введения лекарственных средств.
  • Следящая аппаратура: кардиомониторы, пульсоксиметры.
  • Дефибриллятор.
  • Диэлектрический пол. Он позволяет врачам при необходимости выполнять дефибрилляцию прямо в воздухе.
  • Кувезы для создания оптимального температурного режима при транспортировке новорожденных.

В России в экипаж санитарного вертолета входит врач анестезиолог-реаниматолог. Благодаря наличию медицинской аппаратуры специалисты могут оказывать помощь пациентам в тяжелом состоянии. Например, медицинская бригада вертолетов санавиации может купировать или стабилизировать такие угрожающие жизни состояния, как нарушения сердечного ритма при инфаркте миокарда и других заболеваниях, острая дыхательная недостаточность, травматический шок, острые кровотечения.

Медицинский вертолет прибывает к пациенту быстрее автомобиля скорой помощи. В Москве и Московской области санавиация вылетает к пациентам по решению старшего врача-диспетчера СМП. Чаще всего вылеты осуществляются к пострадавшим в результате ДТП, пациентам с инфарктом и инсультом, детям с различными травмами и соматическими заболеваниями. Быстрое прибытие медиков позволяет оказать пациенту экстренную помощь в течение «золотого часа».

«Золотой час» — понятие в медицине катастроф и реаниматологии. Считается, что шансы на выживание пациента увеличиваются, если помощь оказана в течение часа с момента развития острого состояния.

Вторая задача санавиации — эвакуация и транспортировка пациентов. Вертолеты приспособлены для перевозки людей в тяжелом состоянии. На практике данный вид транспорта применяется для перевозки тяжелобольных из удаленных районов в крупные медицинские центры, а также для экстренной эвакуации пациентов при ДТП и других происшествиях.

Медицинские вертолеты в России

В Москве и Московской области санитарные вертолеты используются на базе НПЦ ЭМП. В распоряжении центра есть пять вертолетов Eurocopter EC 145 (ныне H145 Airbus Helicopters). Три из них дежурят постоянно, а два находятся в резерве на случай крупных ЧП с большим числом пострадавших.

Одна из винтокрылых машин оборудована приборами, необходимыми для оказания помощи новорожденным. Остальные четыре вертолета считаются универсальными: они летают к пациентам любого возраста.

Вертолетные площадки оборудованы возле крупнейших клиник Москвы. Однако воспользоваться вертолетами медики могут только в светлое время суток. Кроме того, полеты медицинских вертолетов ограничиваются при передвижении по столице первых лиц государства.

В Воронежской области у медиков есть два вертолета Eurocopter: EC 130 и EC 135 (ныне Airbus Helicopters H 130 и H135). Власти Воронежа планируют строительство вертолетных площадок возле крупнейших клиник города, что сократит время на транспортировку больных. Пока санавиция пользуется одной вертолетной площадкой, к которой пациентов доставляют на машинах скорой помощи.

В Краснодарском крае НПК «ПАНХ» выполняет летно-техническую эксплуатацию вертолета ЕС-135 для целей санитарной авиации. По контракту с Администрацией Краснодарского Края с 2013 года вертолеты совершают ежедневно два-три вылета в день, при общем налете около 500-600 летных часов в год.

Медицинская эвакуация на вертолете ЕС-135 (ныне Airbus Helicopters H135)
Воздушная скорая помощь показала настолько высокую эффективность, что, возможно, программа будет расширена

Экипажи вертолета круглосуточно доставляют пациентов из всех районов края на вертолетную площадку, оборудованную на крыше Краевой клинической больницы № 1 им. профессора С.В. Очаповского. Воздушная медицинская эвакуация в Краснодарском крае выполняется в целях межгоспитальной перевозки больных из районов в Краевой центр. Вертолет оборудован медицинским модулем австрийского производства с использованием новейших технологий реаниматологии.

Также доступна и транспортировка младенцев: вертолет оснащен специальным оборудованием для перевозки новорожденных, кувезом (инкубатор-адаптер) «VOYAGER». Проект воздушной скорой помощи показал свою высокую эффективность при перевозке тяжелобольных и раненых пациентов из дальних уголков края.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области экстренную помощь и транспортировку пациентов на вертолетах осуществляет частная компания «Медспас». Организация выполняет экстренные вылеты по заявкам службы скорой помощи. Например, вертолеты компании оказывают помощь пострадавшим в ДТП на кольцевой дороге. Также компания выполняет коммерческие медицинские рейсы.

В Оренбурге на базе Областной клинической больницы создан авиаотряд, в составе которого есть медицинские вертолеты Ми-2, Ми-8 и Ка-226. Для перевозки медиков привлекается частный вертолет Robinson R44.

Медицинский вертолет Ка-226
Вертолет Ка-226 на службе медиков Оренбурга

Медицинские вертолеты за рубежом

В США медики совершают сотни тысяч вылетов на вертолетах в год. Как и в других странах, винтокрылые машины применяются для оказания экстренной помощи пострадавшим и тяжелобольным, а также для транспортировки пострадавших.

В Соединенных Штатах медицинские полеты часто осуществляют частные компании и добровольные общества. Например, в штате Нью-Йорк работает организация MercyFlight. Она существует благодаря благотворительным взносам и поддержке властей. MercyFlight не зависят от конкретных клиник, но тесно сотрудничают с крупнейшими медицинскими учреждениями штата. Также организация координирует действия с полицией, пожарными и другими экстренными службами.

В США в качестве медицинского вертолета часто используется Bell 407. Эта винтокрылая машина представляет собой полноценную палату интенсивной терапии в воздухе. Здесь есть оборудование для ИВЛ, инфузионной терапии, мониторинга параметров жизнедеятельности пациента, коррекции сердечного ритма.

Система санавиации хорошо развита в Канаде. Эта страна имеет большую территорию и низкую плотность населения. Соответственно, много людей живет в удаленных от крупных городов населенных пунктах.

Власти Канады решили проблему доступа к экстренной медицинской помощи с помощью санитарных самолетов и вертолетов. Например, в составе министерства здравоохранения провинции Саскачеван с 1946 года работает подразделение LifeGuard. Оно базируется на аэродромах городов Саскатун и Реджайна. Отсюда медицинские самолеты и вертолеты вылетают в удаленные районы провинции. При необходимости воздушный транспорт LifeGuard используют для организации помощи пациентам в соседних провинциях страны.

В Великобритании работает благотворительное общество London Helicopter Emergency Medical Service (HEMS). Оно организует экстренную помощь и транспортировку пациентов на медицинских вертолетах. Вертолетная площадка общества HEMS находится возле клиники Royal Medical Hospital. Отсюда пилоты доставляют медиков в любую точку Лондона за 15 минут. Лондонское общество HEMS пользуется вертолетами MD Helicopters MD Explorer.

Медицинский вертолет MD Helicopters MD Explorer
Вертолет MD Helicopters MD Explorer в небе Лондона

Единственная государственная служба санавиации в Великобритании — Scottish Ambulance Service. Ее основало правительство Шотландии в середине XX века. База службы находится в аэропорту Глазго. С помощью вертолетов Eurocopter EC 135 и EC 145 (ныне Airbus Helicopters H135 и H145) медики вылетают к пациентам в отдаленные районы, включая горную местность Шотландии.

В состав немецких спасательных служб с 1972 г. входит подразделение, занимающееся экстренной медицинской помощью и эвакуацией пациентов. С 2008 г. этим занимается некоммерческая корпорация DRF Luftrettung, имеющая более 50 вертолетов на 31 станции. За 44 года работы спасательной службы вертолеты произвели около 800 000 вылетов.

При поступлении вызова с экстренного номера 112 на региональном спасательном центре оповещаются необходимые оперативные ресурсы. Если требуется чрезвычайная медицинская помощь, медицинский вертолет прибудет в любое место в радиусе 60 километров в течение не более 15 минут.

Заслуживает внимания организация санитарной авиации в Италии. В этой стране к каждому департаменту здравоохранения прикреплены несколько вертолетов. Некоторые из них принадлежат медицинским службам и оборудуются медицинскими приборами.

Также для медицинских целей медики могут использовать вертолеты спасательных служб, управления гражданской обороны, береговой охраны и других государственных органов. В случае необходимости эвакуации пострадавших из горных районов в операциях участвуют гражданские волонтеры. Обычно на вызов в горы в вертолет садятся медики и опытные альпинисты.

Главная проблема использования вертолетов в медицинских целях

Она связана с высокой стоимостью применения винтокрылых машин для транспортировки врачей и пациентов. В разных странах мира медики решают проблему финансирования всеми доступными способами.

В России санитарную авиацию финансирует государство. Благодаря этому для пациентов услуга скорой помощи на вертолетах остается бесплатной. В США и в странах Европы полеты на медицинских вертолетах финансируются с помощью благотворительных взносов. Службы санавиации поддерживают как простые люди, так и крупные компании.

Несмотря на благотворительную помощь, большая часть медицинских рейсов на вертолетах в США, Европе, Австралии и в других странах выполняется на коммерческой основе. Стоимость экстренной эвакуации обычно покрывается стандартным полисом медицинского страхования. А за плановый полет, например, за транспортировку из одной клиники в другую, пациентам приходится платить самостоятельно.

Высокая стоимость полетов не должна препятствовать развитию санитарной авиации. Использование вертолетов для оказания экстренной помощи и эвакуации пациентов резко увеличивает эффективность лечения и шансы пострадавшего или заболевшего на выздоровление. А жизнь человека нельзя оценивать с помощью финансовых инструментов.